Главная >> Вертолеты >> Многовинтовой вертолет с гибридным двигателем создают в РФ

К концу 2018 года российские авиаконструкторы планируют утвердить внешний вид и концепцию нового отечественного многовинтового вертолёта с гибридным двигателем.
Подобные разработки уже велись ранее в СССР. Вспомним знаменитый ракетоносец Ми-12, детище ОКБ Миля, который в мире получил прозвище «Гомер» за свои огромные размеры и мощность. Этот вертолёт произвёл настоящую сенсацию во время презентации в 1971 году на 29 международном салоне в Ле Бурже, Франция. И понятно почему: максимальный взлётный вес машины составил 105 тонн, диаметр 5-лопастных винтов – 35м, длина фюзеляжа – 37м, крейсерская скорость – 260 км/ч, дальность полёта – 1000 км. Особенностью конструкции Ми-12 стала не традиционная продольная схема вертолёта, а поперечная двухвиновая. В августе 1969 года «Гомер» поднял груз массой 44,2 тонны на высоту 2,255 км. Этот рекорд до сих пор не удалось побить никому.

Ещё одной интересной разработкой советских авиаконструкторов из ОКБ Миля был сверхтяжёлый трёхвинтовой транспортник Ми-32. Его проект был представлен в 1976 году. Ми-32 имел необычную компоновку и ломал все стереотипы. Фюзеляж вертолета был устроен в виде треугольной рамы с винтами, которые располагались по углам треугольника. Помимо прочего, Ми-32 предполагали использовать как «вертолёт-кран» для доставки и монтажа грузов без приземления, т.е. на весу. Проектный взлётный вес М-32 составлял 136-146 тонн, крейсерская скорость – 230 км/ч, дальность полёта – 1200 км, высота подъёма – 1-1,5км. Однако разработка Ми-32 так и осталась на стадии проекта.

Будет ли новый многовинтовой вертолёт похож на своих предшественников? Это пока не известно. Ясно одно, что он вряд ли будет таких внушительных размеров. Скорее всего, он будет похож по габаритам на американский Boeing CH-47 Chinook или отечественный Ми-26. Новый вертолёт оборудуют гибридным двигателем, т.е. он будет работать на жидком топливе и частично от электричества. Это позволит не только экономить топливо, но и существенно снизит массу всей конструкции.

Похожие разработки уже давно ведутся западными авиаконструкторами. Среди прочих хочется отметить работу французской компании по производству авиадвигателей Safran Aircraft Engines.
Используя последние инновации, инженеры этой корпорации неустанно совершенствуют все ключевые аспекты двигателей для авиамашин: вентиляторы, компрессоры высокого и низкого давления, турбины, камеры сгорания, металлические и композитные материалы, и т.д.

Специалисты отмечают, что новые поколения гибридных двигателей помогают сделать вертолет более надежным, более лёгким, менее дорогостоящим в эксплуатации и более экологичным. Сейчас такие технологии позволяют экономить до 15% горючего.
В будущем гибридными двигателями планируют оснастить и самолёты. Над гибридными двигателями для самолётов в настоящий момент трудятся Airbus и Siemens.