Robinson R22 (Робинсон Р22) – лёгкий двухместный гражданский вертолёт, детище американской фирмы Robinson Helicopter Company (Торранс, Калифорния, США). Он является одним из самых популярных машин своего класса в мире. Используется для перевозки людей и грузов, как служебный транспорт, а также как тренажёр для облегчения летной тренировки пилотов.
История R22
Компания Robinson Helicopter была основана в 1973 году Фрэнком Робинсоном, который ранее работал инженером в Cessna Aircraft, Umbaugh Aircraft Corporation, Bell Helicopter и Hughes Helicopters. Набравшись опыта, Фрэнк решил создать своё дело и явить миру качественный, простой, недорогой и конкурентноспособный вертолёт.
R22 стал первым продуктом компании Фрэнка Робинсона. Его первый полёт состоялся 28 августа 1975 года, а в 1979 году началось серийное производство этой модели.
Хорошие технические характеристики, надёжность, сравнительно невысокая цена и стоимость обслуживания сделали R-22 коммерчески успешным проектом. На данный момент выпущено более 4700 единиц этой серии, которые эксплуатируются в 60-ти странах мира.
В процессе своей эволюции R-22 пережил ряд усовершенствований. Первая версия была выпущена как R22, затем появились R22 HP, R22 Alpha, R22 Beta и R22 Beta II. Также R22 стал прототипом для 4-местного Robinson R44.
На данный момент компания Robinson Helicopter является ведущим мировым производителем гражданских вертолетов. Редкий российский вертолётный клуб не имеет в своём ангаре R22.
Конструкция R22
Каркас вертолёта Robinson R22 состоит из сварных стальных труб. Передний фюзеляж выполнен из стекловолокна и алюминия с навесом из плексигласа. Хвост, вертикальные и горизонтальные стабилизаторы сделаны из алюминия.
У R22 есть закрытая каюта, в которой рядом расположены два сидения для летчика и пассажира. Между сидениями находится ручка управления с двумя рукоятями для удобства управления обоими пилотами. Базовая комплектация R22 включает стандартное пилотажно-навигационное оборудование.
В воздух R22 поднимается благодаря четырёхпоршневому двигателю Lycoming, который конструкторы расположили прямо за кабиной пилота. Двигатель частично открыт для лучшего охлаждения и удобства осмотра.
Несущий двухлопастной винт R22 закреплён на универсальном шарнире и имеет ограничитель махового движения. У двухлопастного хвостового винта есть только поворотный шарнир.
Обычный вариант R22 имеет шасси в виде полозьев. Версия Mariner, которая больше не изготавливается, имела шасси в виде поплавков для посадки на воду.